В минуты музыки прекрасной

В минуты музыки прекрасной

22 апреля 2021
В Большом зале Московской консерватории состоялось очередное выступление Российского национального оркестра. За его пультом стоял главный дирижер Столичного симфонического оркестра, регент Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимир Горбик.

Программа концерта была посвящена творчеству Петра Ильича
Чайковского, чей юбилей в прошлом году отметил весь музыкальный мир. Музыка русского гения является символом и визитной карточкой Российского национального оркестра. Для музыкального руководителя коллектива Михаила Плетнева имя Чайковского священно. Оркестр под его управлением переиграл множество произведений русского гения. Таким образом, звучание и традиции, претворённые Плетнёвым в его оркестре, приобрели особую свежесть и магию восприятия. В каждом
сезоне русская музыка доминирует в обширном творческом репертуаре РНО. Ещё в конце марта маэстро Томас Зандерлинг представил москвичам и гостям столицы неординарную интерпретацию Шестой симфонии Александра Глазунова. В том же вечере прозвучал знаменитый Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского (солировал Иван Почекин). И на этом путешествие по необозримому океану музыки композитора не закончилось. Вслед за Скрипичным концертом ре мажор прозвучал не менее популярный Первый концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор. Черты программности роднят оба произведения, нити которых незримо ведут нас к Четвёртой симфонии фа минор с ее лирико-драматическим повествованием. Оба произведения неслучайно объединены в одной программе. Сольную партию в Первом фортепианном концерте виртуозно исполнил Андрей  Гугнин, одарённый музыкант с необычайной палитрой чувств и феноменальным звуком. Его деликатная игра была полна света и гармонии, каждая фраза наполнялась естественным дыханием и благородством. Безупречный контакт Андрея Гугнина с Российским национальным оркестром под чутким управлением Владимира Горбика увенчался заслуженным успехом и признанием публики, устроившей артистам щедрые и продолжительные овации.

Владимир Горбик: «На мой взгляд, Андрей Гугнин потрясающий
музыкант. Особенное свойство в его игре заключает в себе умение петь на рояле. Все переливы Первого концерта у него перекликались в таком особом журчащем образе, подобно весенним бурным ручьям, когда природа пробуждается после зимней спячки. Феноменальная техника Андрея в сочетании с особой музыкальностью и мягким туше покорили меня. Мне очень было приятно аккомпанировать такому чудесному музыканту. Наша фортепианная школа потрясающая, она продолжает до сих пор сохранять в себе тот базис отечественной культуры, в том числе и певческой».

Сотрудничество Владимира Горбика с Российским национальным
оркестром оказалось очень плодотворным и предсказуемым. Высокий художественный результат кропотливой репетиционной работы полностью оправдал себя на концерте. Оркестр играл с невероятной самоотдачей и увлеченностью. Музыканты действительно находились на одной волне с дирижёром и творили невероятные чудеса на сцене. Каждый такт бессмертных партитур Чайковского наполнялся живительной энергией и трепетными чувствами души, переполнявшими сердца музыкантов.

Владимир Горбик: Российский национальный оркестр — это не просто высокопрофессиональная команда солистов, отвечающая взаимной солидарностью. В этом коллективе люди безумно любят музыку! Я давно знаком с историей Российского национального оркестра, неоднократно слушал его под управлением разных дирижеров, в том числе и с Михаилом Плетнёвым. И даже на своих первых репетициях я познакомился с некоторыми музыкантами, обратил внимание на сугубые детали, которые мне очень помогли в работе и воплотил их в жизнь уже на самом концерте. Имя Чайковского дорого каждому русскому человеку. Я считаю удачным сочетание произведений в рамках одной программы поскольку такие юношеские весенние порывы, которые мы слышим в музыке Первого фортепианного концерта, сменяются драматической тематикой знаменитой Четвёртой симфонии с её сокрушительной темой фатума. Очень здорово откликались оркестранты на мою руку, заметно было, что у них есть большой и колоссальный опыт в этом. Всегда непредсказуемо, когда впервые появляется дирижер перед музыкантами коллектива, с которым прежде не доводилось работать - воспримут они или нет его руку, это большой вопрос! Здесь, в принципе, вообще никаких проблем не возникло. Настолько легко и непринуждённо мне было работать с музыкантами Российского национального оркестра, что любое мановение палочки, любой порыв моей души максимально совпадал с желанием отклика у оркестрантов, вызвавших у них всеобщее оживление. Это особенно отразилось на интерпретации самих произведений. Я очень люблю, чтобы душа у каждого из музыкантов раскрывалась широко — именно так, как они сами это чувствуют».

У Владимира Горбика это уже второе выступление в стенах Большого зала Московской консерватории после февральского концерта со Столичным симфоническим оркестром. А ещё немаловажно, что прошедший концерт с Российским национальным оркестром совпал с неделями Великого поста — особым временем церковного календаря.

Владимир Горбик: «Музыка Чайковского имеет глубокую духовную связь. Первый фортепианный концерт и Четвёртая симфония с ее страданиями и переживаниями, равно как и другие произведения композитора, я воспринимаю именно с духовной точки зрения. Потрясающе, что Господь дал мне такую счастливую возможность соприкоснуться с этой великой музыкой в дни перед Светлым Христовым Воскресением».

Виктор Александров

Фото - Александр Соколов




Поделиться

Читайте также

Богослужение
Троицкая школа